Из истории образования | Фотоальбом |
История создания школы. |
---|
Быстро развивающаяся капиталистическая промышленность России в конце Х1Х века – начала ХХ века требовала расширения и повышения образовательного уровня населения. Этого требовали и прогрессивные течения Западной Европы и самой России, особенно под влиянием 1905 года. |
Это сказалось и на развитии образования в городе Тейкове (в то время село). Так с 1902 года в действующей земской школе (здание начальных классов) было открыто 2-х классное министерское училище. |
Здание младших классов |
Построено в 1866(1872) году как земская школа. |
В 1912 году занятия начались в приготовительном и 1-х классах вновь организованной гимназии. |
Здание старших классов |
Построено в 1912 году как гимназия на средства Невядомского. |
Занятия второго года обучения проводились в двух каменных арендованных домах на 1-ой Красной улице (напротив ЦРБ, здания поликлиники). Гимназия официально открыта Тейковским обществом распространения образования – ТОРО, а фактически организатором и содержателем ее был управляющий и совладелец фабрики Каретникова – А.М.Невядомский. Цель открытия – обеспечить промышленность своими специалистами (на фабрике специалистами средней и высшей квалификации были англичане, немцы, французы). Они могли обучать детей в Тейкове, а не выезжать в другие города, чтобы дать детям среднее образование. Невядомский на молебне перед началом учебного года в 1915 году заявил: «Мне нужны свои инженеры и техники, и я буду обучать первый выпуск гимназии в высших учебных заведениях за свой счет». |
Открытие гимназии в Тейкове позволило обучать детей рабочих, служащих, местной интеллигенции.
Так, в 1-ом классе, который был выпущен в 1919 году, училось: • детей рабочих – 11 человек (Трутнев, Бобковы, Боканов…); • детей служащих – 12 человек (Лисин, Козлов …); • детей крестьян – 2 человека; • детей медицинских работников – 2 человека; • детей мелких предпринимателей – 3 человека. |
Наш первый выпуск 1919 года |
Демократический состав учащихся являлся характерной особенностью этой школы того времени. Гимназия была смешанной, здесь обучались и мальчики и девочки, что в казенных гимназиях не допускалось. В школе не было установлено обязательной единой формы, что сокращало расходы на обучение. |
Годовая плата за обучение была 50 рублей, 5 рублей членские взносы в общество распространения образования. Если учесть, что учащиеся гимназии жили в семье, будет понятно, как облегчалось для рабочих и служащих обучение своих детей. Большинство из них училось за счет полных или частичных стипендий. Взаимоотношения учащихся и учителей, система преподавания резко отличалась от казенных гимназий того времени. Дисциплина была примерной, не было в школе ни надзирателей, ни классных дам. В школе создавалось ученическое самообразование: по классам выбирались консулы, а из них состоял совет школы. |
В обучении использовались активные методы преподавания: экскурсии, опыты, наблюдения, наглядные пособия, живая беседа. Широко была развита самодеятельность учащихся, работали кружки. Руководителями самодеятельности были учителя или представители фабричной интеллигенции. Часто проводились организованные дни отдыха, 2-3 раза в году проводились родительские собрания. Все это характеризовало школу как школу нового типа. В России пытались внести новое в жизнь школы. С этой целью открылись гимназии. Таких школ в России насчитывалось десятки. Они часто закрывались правительственным надзором, вновь открывались другими обществами. |
К такому типу школ относилась и гимназия в небольшом промышленном селе Тейкове. В гимназии закон божий был важнейшим предметом, на него отводилось много учебных часов: ежедневные молитвы перед началом и после уроков, молебны в начале года, но строгого наблюдения за посещением церкви не было, как в других гимназиях. Кроме законы божьего изучались история церкви, древне-славянский язык. Из иностранных языков с 1-го класса изучали немецкий, со 2-го – французский, с 3-го – латинский. Физика, химия, изучались в меньшем объеме, чем этого можно было бы ожидать с учетом уровня наук в тот период. Математика изучалась достаточно хорошо и широко. |
В период первых лет советской власти наблюдалось пополнение учительских рядов выпускниками. Революция 1917 года коренным образом изменила цели и задачи этой школы. Бывшая гимназия от 20-х до 40-х годов ХХ века была единственным заведением на большую округу людей. Люди со средним образованием в большинстве становились учителями. Вот и среди выпускников, окончивших школу в 1919 году, большая часть стала учителями (24 из 32). Они добросовестно служили народу, из рядов которого вышли сами. |
Большая группа выпускников стала руководителями школ, часть выпускников – инженерами, военнослужащими. Лучший ученик А.Е.Трубин погиб на Туркестанском фронте. Учителя первых лет после революции выполняли важнейшую культурную задачу – работали над ликвидацией безграмотности. Выпускники первого выпуска школы многое сделали для ликвидации неграмотности. Многие из первых выпускников имеют награды Родины. Вступив в жизнь в трудные годы революционных преобразований, ученики школы прошли с честью свой жизненный путь, внесли свой вклад в строительство нашего государства. |
вверх назад |